История Успенского Храма

Село Витенево на реке Уче известно еще с 16 века, как старинная вотчина рода Третьяковых. В селе стоял деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь святых мучеников Флора и Лавра. В начале 17 века церковь представляла собой деревянный клетский храм с колокольней.

Настоятель храма, священник Семен Остафьев служил вместе с дьячком Алексеем Федоровым. Последними из Третьековых витеневской вотчиной владели бездетные Василий Алексеевич с женой Ульяной, которые в 1644 году построили новую двухпрестольную церковь. В конце 17 века село перешло во владение князей Пожарских.

В начале 18 века в Витеневе упоминался деревянный храм с приделами во имя Николая Чудотворца и мучеников Флора и Лавра.

Каменный летний храм с теми же приделами построил в 1714 году Матвей Алексеевич Головин при настоятеле церкви отце Александре Лазареве. Никольский придел был теплым.

В первой половине 19 века село принадлежало представителям древнего рода Балк-Полевых, а в 1860-1877 гг. – выдающемуся писателю и общественному деятелю М.Е. Салтыкову-Щедрину.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) зимой 1861–1862 г. купил усадьбу вместе с деревнями Сафоново и Юрьево. История покупки владения описана в нескольких произведениях («Убежище Монрепо», «Общий обзор», «Мелочи жизни»). В Витенёво писателем окончены «История одного города», «Письма из провинции» (1870), «Дневник провинциала», «Господа ташкентцы» (1872), «Господа Головлевы» (1876) и другие. Частыми гостями усадьбы были поэты А.Н. Плещеев и Н.А. Некрасов, писатель И.С. Тургенев. В 1870 году М.Е. Салтыков-Щедрин писал Н.А. Некрасову: «В мае непременно в Россию приеду. Лучше в Витенево. Ежели умирать, так там». Но в 1877 году сатирику пришлось продать усадьбу. В 1920 годы барского дома уже не было, сохранилась лишь церковь, построенная Матвеем Головиным, часть парка и пруд. В результате строительства в 30-е гг. XX века канала "Москва – Волга" на месте р. Учи образовалось Учинское водохранилище, неузнаваемо изменившее ландшафт.

В 1930-х гг. Успенский храм разобрали во время прокладки через территорию усадьбы трассы канала им. Москвы.

В 1998 году началось восстановление храма на пожертвования жителей.

В 2000 году в Успенской Церкви возобновились Богослужения.

Настоятелем храма является протоиерей Артемий Гранкин. Приход многоштатный.

В силу территориальной особенности расположения храма, - запретная территория, малая проходимость - службы совершаются по воскресным дням и в дни великих или двунадесятых праздников, так же по четвергам служится молебен с акафистом Успению П.Б.

В попечении храма часовня в честь Вел. Княгини прмц. Елисаветы (Феодоровны, Алапаевской) распоженная на территории Пансионата (Пестово). Она была поставлена в 2009 году и освящена митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием. Раз в две недели, в четверг там служится молебен прмц Елисавете и ин. Варваре, и лития об усопших.

Раньше на территории храма располагалось кладбище, которое во время строительства канала имени Москвы было уничтожено вместе с храмом. Сам канал строили в зверских условиях силами заключенных, среди которых, наверняка, были православные христиане и церковно\священнослужители. Они, зачастую, оставались без должного погребения, поэтому не безосновательным будет сказать, что храм и канал стоит «на костях». В память о всех здесь усопших и, конечно, в первую очередь о тех, кто был погребен на уничтоженном кладбище, при входе в храм в 2005 году был поставлен крест соловецкой резьбы, исполненной можайскими мастерами-священниками. Его размеры 6 на 3 метра.

Иконостас храма написан в стиле палех в иконописной мастерской, города Иваново.


Святыни храма

Икона Царственных Новомученников

Раньше на месте дома причта стоял дом паромщика (построенный заключенными в 1937 году). Сын паромщика стал иконописцем. Он живет в Мытищах, но много путешествует. Когда началось восстановление храма, он написал эту чудесную икону, внизу которой изобразил два храма – белый каменный, разрушенный в тридцатых годах и деревянный, построенный на его месте.

Внизу, в середине - частичка мощей. В свое время, во Франции, г. Лионе были выставлены на аукционе личные вещи Жильяра, гувернера царевича Алексия. Среди вещей был молочный зубик. Трудами отца Владимира Шибаева эта святыня была выкуплена. Зубик раздробили на три части. Первая осталась в г. Лионе, вторая – в храме свт. Николая в Пыжах у о. Александра Шаргунова, третья – у нас, в храме Успения Пресвятой Богородицы, д. Витенево.

Икона Успения

В 30-х годах 20 века, каменный Успенский храм был полностью разрушен, от него осталось одно крылечко. В нем около года жил, а затем умер псаломщик Успенской церкви Преображенский. Он нес свое послушание с 1880 года, и на 25-летие служения ему была подарена икона Успения Пресвятой Богородицы. После кончины Преображенского икона исчезла. Думали – насовсем. Но примерно в 2003 году один из прихожан принес икону, залитую красной масляной краской. Ее отдали на реставрацию. Когда был снят верхний слой краски, взорам художников предстала та самая икона Успения Божией Матери. Эта святыня всегда находится на центральном аналое в дни седмицы.


Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница и Св. вмч. и цел. Пантелеимона

Иконы Пресвятой Богородицы Скоропослушница и вмч. и цел. Пантелеимона были написаны в 1905 году на Афоне для Тверского монастыря. Их буквально спас один из благодетелей храма, так как они готовились к продаже заграницу.